Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Деятельность по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может осуществляться только органами опеки и попечительства.
Под устройством детей, лишенных родительского попечения, понимается передача детей на воспитание в семьи граждан или временное устройство в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Санкт‑Петербурге семейное устройство обеспечивается тремя формами: усыновление (удочерение), опека и попечительство на безвозмездной основе, опека и попечительство на возмездной основе (приемная семья).
Граждане, которые хотят принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязаны пройти подготовку согласно ст.ст. 127, 146 СК РФ.
Программа и порядок подготовки граждан утверждены органами исполнительной власти Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством РФ, а также с учетом региональных особенностей и опыта работы социальных служб Санкт-Петербурга.
Граждане, желающие принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, должны обратиться с письменным заявлением в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, предъявив документ, удостоверяющий личность (паспорт).
Информируем Вас, что в целях подготовки кандидатов в опекуны/попечители, приемные родители и усыновители заключены договора со следующими школами приемных родителей:
Школа приемных родителей «КОЛПИЦА»
на базе центра содействия семейному воспитанию № 9 г. Колпино. цссв9.рф/shkola-priemnyh-roditelej, Санкт-Петербург, город Колпино, ул. Адмиралтейская, д. 5
Цель работы Школы: социально-психологическая и социально-правовая подготовка граждан, желающих принять в свою семью, ребенка, оставшегося без попечения родителей
Задачи:
- помочь слушателям разобраться в своих мотивах, личных возможностях и психологической готовности к приему осиротевшего ребёнка;
- дать слушателям необходимые знания, которые помогут им определиться с формой семейного устройства и выбором ребёнка, в соответствии с имеющимися ресурсами и ситуацией, в которой находится ребёнок и семья, его принимающая;
- повысить уровень родительской компетентности в вопросах воспитания приемного ребенка и взаимоотношений с ним;
- дать знания, необходимые для успешной взаимной адаптации семьи и ребенка;
- предоставить информацию о возможных способах получения помощи и поддержки специалистов службы сопровождения Центра.
Категория слушателей:
граждане, постоянно проживающие на территории РФ, обратившиеся в органы опеки и попечительства Санкт- Петербурга с целью принять в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
Срок обучения: 63 часа.
Занятия в виде групповых тренингов проводятся по понедельникам и четвергам еженедельно с 18:00 до 21:00.
Формы занятий: очная, практическая направленность курса обеспечивается проведением индивидуального предварительного собеседования с кандидатом (слушателем), групповых тренинговых занятий в виде интерактивных лекций, упражнений, дискуссий, бесед, индивидуальных консультаций.
Режим занятий: 2 раза в неделю, по 4 академических часа в день.
В результате обучения слушатели Школы:
- Получают информацию о существующих формах семейного жизнеустройства ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- Разбирают правовые (юридические) аспекты при принятии ребенка-сироты в семью;
- Анализируют возможные мотивационные предпосылки и их последствия для семьи и приемного ребенка;
- Получают необходимые знания из области психологии, педагогики и медицины;
- Осваивают способы эффективного взаимодействия с ребенком;
- Получают представление о том, как избежать трудностей во взаимодействии с социальным окружением ребенка: педагогами, социальными работниками, специалистами ООП, кровными родственниками, сверстниками.
Контакты:
Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Адмиралтейская, д.5
Тел: +7 (812) 461-00-80;
+7 (812) 461-00-90.
сайт: ЦССВ9.РФ
mail: detdom27@mail.ru,
Санкт-Петербургское государственное учреждение «Центр помощи семье и детям»
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ В СПБ ГБУ «ЦЕНТР ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ»
1 этап. Зачисление на курсы по подготовке граждан, желающих принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется на основании личного письменного заявления гражданина при наличии его удостоверения личности (паспорта) и направления органа опеки и попечительства по месту его проживания.
При зачислении специалисты Центра:
обсуждают с гражданами мотивы и возможности кандидатов принять на воспитание ребенка из детского сиротского учреждения;
дают разъяснения по процедурно-правовым вопросам устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью;
информируют о номере группы, времени и сроках прохождения занятий.
2 этап. Посещение занятий по подготовке лиц, желающих принять в свою семью на воспитание ребенка, по расписанию своей группы.
3 этап. Итоговые собеседования. Собеседования проводятся по предварительной записи (в т. ч. по телефону).
4 этап. Получение свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и итогового социально-психологического заключения в часы приема специалистов Центра.
Контакты:
Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д. 3 Лит А, 3-й и 6-й этажи
тел. 497-36-04, 497-36-05
Епархиальная школа приемных родителей «Умиление»
Школа приемных родителей «Умиление» создана Автономной некоммерческой организации социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Социальный центр «Умиление»». Основными направлениями деятельности АНО «Социальный центр «Умиление» являются содействие устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи, а также оказание услуг по сопровождению приемных семей, в том числе семей с детьми-инвалидами, создание условий для полноценного функционирования таких семей.
Полномочия на подготовку приемных родителей, опекунов и попечителей прописаны в Уставе АНО «Социальный центр «Умиление»»: «Автономная некоммерческая организация социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Социальный центр «Умиление»» осуществляет в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке подбор и подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (для решения этой задачи Организация создает школы приемных родителей и иные подразделения, не противоречащие действующему законодательству и настоящему Уставу» (Устав АНО «Социальный центр «Умиление»» 2.3.4.).
ШПР «Умиление» создана в результате опыта работы Благотворительного фонда «Православная Детская миссия имени преподобного Серафима Вырицкого». Фонд зарегистрирован в 2010 году. Главные задачи Детской миссии – духовно-нравственное просвещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В поселке Вырица Ленинградской области фонд создает Социальный центр «Умиление». На сегодняшний день это дом, в котором проживают 4 приемные семьи, воспитывающие в общей сложности 15 детей, из которых 10 – инвалиды. Идет строительство еще трех домов, рассчитанных на 10 приемных семей. Духовное окормление осуществляется под руководством известного петербургского священнослужителя протоиерея Иоанна Миронова, а также клириков Казанского храма поселка Вырица иеромонахов Мефодия и Кирилла (Зинковских).
Целью подготовки кандидатов в приемные родители является повышение уровня компетентности и осознанности кандидатов в приемные родители при принятии в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, для профилактики возвратов детей из семей, принявших их на воспитание.
Задачи подготовки кандидатов в приемные родители:
- повышение психолого-педагогической и правовой компетенции кандидатов в приемные родители и формирование педагогических навыков для воспитания ребенка;
- обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- содействие созданию благоприятной адаптационной среды для детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях кандидатов в приемные родители;
- профилактика кризисных ситуаций в семьях, принявших на воспитание детей;
- снижение числа возврата детей, оставшихся без попечения родителей, из семей, принявших на воспитание детей;
- привлечение граждан к приему ребенка-сироты сложной категории (дети-инвалиды);
- духовно-пастырское окормление замещающей семьи в традициях православной культуры, приобщение к духовному наследию Русской Православной Церкви.
Приоритетные задачи ШПР «Умиление»:
- содействие устройству в приемные семьи детей с ограниченными возможностями здоровья.
- развитие института приемных семей среди прихожан храмов Санкт-Петербургской епархии.
Особенности программы ШПР «Умиление».
В программу подготовки кандидатов в приемные родители добавлены два раздела.
Раздел «Роль духовно-нравственного воспитания ребенка»:
- понятие о духовно-нравственном воспитании личности ребенка; проблемы и искажения понятий нравственности в современном мире;
- нравственное здоровье семьи, ее духовные ценности и традиции;
- представления о главных духовных ценностях в детском возрасте; условия формирования нравственной сферы ребенка;
- патриотическое воспитание как часть духовного воспитания.
Раздел «Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Принятие в семью ребенка с инвалидностью»:
- нозологические группы инвалидов; общая характеристика типичных нарушений у инвалидов разных нозологических групп;
- отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья в обществе, мифы и предрассудки; социализация и интеграция в общество ребенка-инвалида;
- особенности содержания детей в учреждениях для детей-инвалидов и влияние этого периода на развитие и поведение детей;
- роль семьи в развитии и реабилитации ребенка с ОВЗ, адаптация в семье; позитивные примеры семей с детьми-инвалидами;
- необходимые ресурсы (внутренние и внешние) для принятия ребенка, дальнейшая работа с семьями, которые выразили готовность взять ребенка-инвалида.
Контакты:
Наб. Монастырки, д. 1, кабинет № 75
(Санкт-Петербургское епархиальное управление).
Телефон
+7-911-812-84-81
+7-911-707-07-79
E-mail: shpr-umilenie@mail.ru