О порядке рассмотрения обращений
О порядке рассмотрения обращений
Право граждан на обращение - одно из важнейших. Это гарантия осуществления и защиты всех иных конституционных прав свобод и интересов человека и гражданина.
На законодательном уровне данное право закрепляется Федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Федеральным законом N 59-ФЗ закреплены обязательность принятия обращений граждан к рассмотрению, бесплатное рассмотрение обращений граждан в органах публичной власти, а также запрет на преследование гражданина в связи с его обращением в органы власти или к должностным лицам с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц. Также при рассмотрении обращения в органах власти не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
Сфера действия Закона распространяется на все обращения граждан, за исключением случаев, когда иной порядок их рассмотрения закреплен федеральными конституционными и иными федеральными законами (например, заявления лиц, участвующих в исполнительном производстве, рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в порядке, установленном ст. 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). В соответствии со ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в т.ч. юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5.39, 5.63 КоАП РФ. В соответствии со ст. 28.4 КоАП право возбуждать дела, предусмотренные ст. 5.59 КоАП, предоставлено прокурору.
Нарушение ответственным должностным лицом любого из положений действующего законодательства, регулирующего порядок рассмотрения тех или иных обращений граждан, а равно принятия по ним решения, дачу ответа и проч., влечет административную ответственность.
К административной ответственности привлекается, как правило, руководитель органа, нарушившего порядок рассмотрения обращения.
Наиболее распространенными нарушениями являются несоблюдение 30-дневного срока рассмотрения обращений граждан, а также несоблюдение требований закона об уведомлении заявителей о переадресации обращения для рассмотрения в другой государственный орган, к чьей компетенции относится решение поставленных в нем вопросов.