Тема №1
Тема № 1: «Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и её основные задачи».
Учебно-воспитательные цели:Ознакомить слушателей с содержанием законодательных и нормативно-правовых актов РФ по организации защиты населения и территорий в области ГО, предупреждения и защиты от ЧС.
Время: 1 час.
учебные вопросы
№№ п/п |
Наименование учебных вопросов |
Время (мин.) |
Вводная часть |
5 |
|
1. |
Нормативно-правовая база в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС. |
10 |
2. |
Организационные основы защиты населения от ЧС мирного и военного времени. |
25 |
Заключительная часть |
5 |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ежегодно в нашей стране в результате различных чрезвычайных ситуаций гибнут люди. Только на территории нашего района находится несколько потенциально опасных объектов. Поэтому одной из основных проблем государства и общества является создание гарантий безопасного проживания и деятельности населения на всей его территории, как в мирное, так и в военное время. Гарантом этого является Конституция, которая закрепила:
– права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу;
– обязанность государства осуществлять защиту населения и материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В развитие этих положений принят ряд федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных документов, соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Эти документы служат нормативно-правовой основой системы защиты населения, которая создана и успешно работает в нашей стране. Она состоит из двух подсистем:
– гражданской обороны;
–единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В перспективе данные подсистемы будут объединены в единую государственную систему - гражданскую защиту.
Основная разница между существующими подсистемами состоит в том, что первая активизируется по указу президента при объявлении им военного положения. Вторая действует постоянно и ее руководителем в нашей стране является председатель правительства. Силы и средства у этих подсистем единые. Это обусловлено тем, что поражающие факторы, так же как и средства, способы защиты населения, как в мирное время, так и в военное время одинаковы. Единственное различие состоит в том, что во время войны средства поражения целенаправленно используются противником для поражения населения противоборствующей стороны.
Первый учебный вопрос. Нормативно-правовая база в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС.
12 февраля 1998 года был принят Федеральный закон РФ № 28 «О гражданской обороне». Он определяет задачи в области гражданской обороны (ГО), правовые нормы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от правовых норм и форм собственности, состав сил и средств ГО. Данный закон состоит из 6 глав: общие понятия; полномочия органов государственной власти РФ в области ГО, руководство ГО; полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан РФ в области ГО; силы ГО и заключительные положения. Организация гражданской обороны Российской Федерации представлена (рис. №1.)
Рисунок № 1
Основными задачами в области ГО при ведении боевых действий или вследствие этих действий являются:
– обучение населения способам защиты, оповещения и эвакуации от опасностей;
– проведение аварийно-спасательных и других необходимых работ (АСДНР) в случае возникновения опасностей для населения;
– разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивой работы экономики и выживания населения в военное время;
– обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО;
– обнаружение и обозначение районов, подвергнувшихся радиоактивному, химическому, бактериологическому или иному заражению;
– первоочередное обеспечение населения жильем и т.п., а также его медицинское обслуживание.
В законе устанавливаются порядок финансирования мероприятий по ГО, а также ответственность за нарушение законодательства РФ.
Общие для страны организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены в федеральном законе № 68 от 21.12.94 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Он является обязательным для исполнения органами власти всех уровней, а так же учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовой формы и определяет:
– общие для населения и территорий нашей страны организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
– задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– полномочия и обязанности органов власти различных уровней и организаций;
– права и обязанности граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
– порядок подготовки граждан к чрезвычайным ситуациям и пропаганды знаний в области защиты населения;
– устанавливает порядок финансового и материального обеспечения соответствующих мероприятий, содержит целый ряд других положений, направленных на повышение эффективности системы защиты населения и территорий.
В частности, статья 14 закона возлагает на организацию обязанности в области защиты сотрудников и подведомственных объектов от чрезвычайных ситуаций, в том числе и финансирование необходимых мероприятий. В статье 18 перечислены права граждан по защите от чрезвычайных ситуаций, а в статье 19 – обязанности:
Граждане Российской Федерации имеют право:
– на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
– в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
– быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
– обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
– на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
– на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
– на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
Граждане Российской Федерации обязаны:
– соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
– изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
– выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
– при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Постановление правительства РФ № 794 от 30.12.03г «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», конкретизируя федеральный закон № 68, раскрывает:
– порядок организации и функционирования РСЧС на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях;
– полномочия и задачи комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
– состав координационных органов, органов управления, сил и средств РСЧС;
– вопросы подготовки работников органов государственного управления различных уровней (от федерального до объектового);
– информационное обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций;
– режимы готовности РСЧС и мероприятия, проводимые в каждом из режимов (повседневная деятельность, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации);
– состав сил и средств, привлекаемых к ликвидации ЧС в зависимости от их классификации (локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной) и решения, относящиеся к компетенции руководителя работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– финансирование работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организационная структура РСЧС РФ представлена ( рис №2.)
Рисунок № 2
Закон Санкт-Петербурга №14-76 от 20.10.06 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге» в соответствии с Федеральным законом № 68 определяет организационные и правовые нормы в области защиты от ЧС в пределах территории Санкт-Петербурга. В этом законе рассматривается Санкт-Петербургская территориальная подсистема РСЧС. Закон определяет:
– порядок обеспечения населения и органов власти всех уровней информацией в области защиты от ЧС;
– полномочия органов власти всех уровней;
– задачи, стоящие перед органами внутренних дел в чрезвычайных ситуациях;
– организация подготовки населения и пропаганды знаний в области ЧС;
– компенсации и социальные гарантии пострадавшим от ЧС;
– целевые программы и финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации ЧС.
Постановление правительства СПб. № 1359 от 02.11.06 «О Санкт-Петербургской территориальной подсистеме РСЧС» в соответствии с законом СПб. № 14-76 конкретизирует городскую систему РСЧС, определяет ее организацию, задачи, состав сил и средств, а также порядок деятельности.
Постановление правительства СПб. № 2062 от 30.12.05 «О банке данных потенциально опасных объектов, расположенных на территории Санкт-Петербурга». В соответствии с этим постановлением в 2006 году был создан городской банк данных потенциально опасных объектов, распределенных по четырем разделам: взрыво - и пожароопасные объекты; химически опасные объекты; гидротехнические сооружения; прочие потенциально опасные объекты. В приложении приведен образец Карты учета.
Распоряжение губернатора СПб. № 182-р от 22.02.00 «О создании Санкт-Петербургской территориальной подсистемы оповещения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» утверждает положение о городской РСЧС и требования к подсистеме оповещения объекта на территории города.
Распоряжение губернатора СПб. № 1146-р от 09.11.2001 «Порядок финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет средств бюджета Санкт-Петербурга» определяет порядок выделения средств на ликвидацию последствий ЧС. В частности оно определяет, что финансирование мероприятий по ликвидации ЧС производится за счет предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, а также за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, страховых фондов и других источников.
Таким образом, на сегодняшний день в нашей стране разработаны законодательные нормы, прямо обращенные к органам управления, должностным лицам и гражданам, хозяйствующим субъектам, которые должны непосредственно применяться на практике.
Второй учебный вопрос. Организационные основы защиты населения от ЧС мирного и военного времени.
Для защиты населения и территорий в мирное время в нашем государстве создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), на военное время – гражданская оборона (ГО). По сути своей это единая общегосударственная система (в будущем – система Гражданской защиты) с двумя составляющими. Первая из них – РСЧС, «подсистема», обеспечивающая защиту населения и территорий в условиях мирного времени от ЧС природного и техногенного характера. Вторая «подсистема» - Гражданская оборона (ГО) обеспечивает подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей, как от последствий военных действий, так и от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в условиях военного времени.
Обе «подсистемы» имеют схожие принципы построения и базовые институты, обеспечивающие реализацию этих принципов. Принципиальное отличие гражданской обороны от РСЧС в том, что она, как правило, функционирует в условиях военного времени и предназначена для обеспечения жесткой централизации государственного управления в интересах защиты населения, материальных и культурных ценностей на всех уровнях. В то же время, РСЧС способна эффективно функционировать только в мирное время.
РСЧС действует на основе Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003г. № 794 утвердившего Положение об этой системе.
Ее основной целью является обеспечение гарантированной безопасности и условий нормальной жизнедеятельности человека, общества и государства при любых угрозах и воздействиях техногенного и природного характера. В целом она должна обеспечить:
– эффективное предупреждение ЧС;
– максимально возможное снижение размеров ущерба от ЧС (допустимый общий годовой ущерб не более 1-2% от валового национального продукта);
– комплексную защиту населения от ЧС (количество человеческих жертв в год от ЧС различного характера не более 4-5 человек на 1 млн. жителей);
– оперативное оказание помощи пострадавшим и ликвидацию ЧС (в течение 2-3 суток);
– активное участие в мероприятиях по социальной поддержке пострадавших граждан
Основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
– разработка и исполнение законов и других важных документов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– осуществление целевых научно–технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение надежности функционирования предприятий, учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях; – обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– сбор, обработка, обмен и выдача информации по защите населения и территорий от ЧС;
– подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
– осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
– ликвидация чрезвычайных ситуаций;
– осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
– реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
– международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Система управления РСЧС строится по территориально–производственному принципу и имеет 5 уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный, объектовый .
Общее руководство осуществляется Правительством Российской Федерации. Обеспечение функционирования РСЧС возложено на МЧС России, которое в пределах своих полномочий осуществляет координацию деятельности органов власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Каждый уровень управления РСЧС имеет координирующие органы, органы повседневного управления, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координирующими органами являются комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (КЧС ПБ):
– на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;
– на межрегиональном уровне – полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе;
– на региональном уровне – комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
– на местном уровне – комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
– на объектовом уровне (в организациях, на объектах) – объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
– на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
– на межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры);
– на региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации);
– на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
– на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны
Органами повседневного управления единой системы являются:
– центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
- центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
– центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
– единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
– дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Санкт-Петербургская городская подсистема РСЧС включает в себя городской, районный и объектовый уровни (Рис.3).
Рисунок № 3
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Таким образом, в стране создана и действует система защиты от чрезвычайных ситуаций. Она обеспечивает защиту населения, в том числе и компенсацию ущерба, нанесенного ЧС. Но при этом необходимо помнить, что кроме прав у граждан есть и обязанности, в число которых входит подготовка в области защиты от ЧС. Нельзя забывать о том, что до прибытия на место происшествия спасателей проходит какое-то время, за которое население может если не справиться с ситуацией, то, по крайне мере, обеспечить собственную безопасность и оказать помощь пострадавшим.